Нашим туристам станет проще попасть в Литву

В посольстве Литовской Республики состоялась организованная Литовским деловым клубом рабочая встреча, посвящённая вопросам доставки в Литву российских туристов. Встречу открыл чрезвычайный и полномочный посол Литвы в России Ренатас Норкус, который — по традиции — поделился свежими статистическими данными по развитию туристической отрасли в стране.

Общий турпоток в Литву, сообщил г-н Норкус, вырос на 8% (в целом по всему миру — на 5%. В 2013 году в Литву прибыло более 360 тыс. туристов, что на 14% больше, чем в предыдущем. Выдано свыше 64 тыс. виз. «Рост российского турпотока в нашу страну продолжается, хотя и менее интенсивными темпами, чем в прошлые годы, - отметил г-н посол. - И хотя точных данных по первым месяцам 2014 года пока нет, очевидно, что нынешней весной «туристическая нагрузка» со стороны россиян на литовские гостиницы и сельские усадьбы выросла».

Советник посольства Литвы Арвидас Микнявичус считает, что не последнюю роль в этом сыграло изменение — в соответствии с Шенгенскими законами — визовой политики: с начала прошлого года стало выдаваться значительно больше многократных виз — их выдано на 75% больше, чем в прошлом году, четверть из них составили визы на два года и более.

Несмотря на то, что количество авиаперевозчиков на литовском направлении выросло (в нынешнем году к ним добавилась петербургская авиакомпания «Полёт»), значительная часть туристов по-прежнему выбирает железные дороги, считает руководитель московского представительства АО «Литовские железные дороги» Юрий Фереферов.

Особенно это относится к тем туристам, которые направляются в Литву (и в первую очередь — непосредственно в Вильнюс) на выходные и 3-4-дневные праздники: в этом случае выигрыш во времени по сравнению с авиаперелётом и предшествующими ему временными затратами очевиден. Особенно после того, как с прошлого года из Минска в Вильнюс дважды в день курсирует скоростной поезд, рассчитанный на удобный стык с поездами, отправляющимися в сторону Клайпеды и балтийского побережья. Пограничный контроль осуществляется непосредственно на вокзале в Вильнюсе (на пути в Литву) и на перегоне Гулегай — Молодечно (обратно).

Сегодня время в пути этого поезда составляет 2 часа 30 минут, в будущем году оно уменьшится до 2 часов. Тем не менее, даже при этом в нынешнем году на всех направлениях (включая транзитные поезда, которых через Литву проходит пять пар) наблюдается некоторое снижение пассажиропотока, до трети которого составляют именно туристы.

«Наши железные дороги (протяжённость — 1768 км, электрифицировано — 122 км), рассказала начальник сектора продаж Дирекции по перевозке пассажиров АО «Литовские железные дороги» Валентина Потаповиене, - крупнейшее предприятие транспортного сектора Литвы, годовой оборот которого составляет более 1,7 млрд литов, более 2/3 этой суммы поступает от зарубежных, в том числе российских, клиентов. По итогам прошлого года бригада поезда «Москва - Вильнюс» была признана лучшей на всём Московском железнодорожном узле».

«Именно поэтому даже пассажиры, особенно туристы, направляющиеся в Смоленск и в Минск, выбирают именно вильнюсский поезд», - отметила г-жа Потаповиене. В ближайшие годы, сообщила она, будет продолжаться дальнейшая интеграция литовских железных дорог в европейское транспортное пространство (речь идёт прежде всего о других странах Балтии, Польше и Германии) — европейская колея дойдёт до Каунаса.

Тем не менее, несмотря на то, что в последние полтора десятка лет вложения в железнодорожную инфраструктуру составили более 2,5 млрд литов, некоторые весьма острые проблемы в этой сфере присутствуют по-прежнему. Речь прежде всего о постоянно продолжающемся удорожании билетов и негативное отношение руководства железных дорог (в первую очередь в России и Белоруссии) к любым скидочным программам.

Во-вторых, продолжающееся фактическое «искоренение» весьма популярных у небогатых туристов плацкартных вагонов. «Даже в пик сезона, - рассказал г-н Фереферов, - в вильнюсском поезде их не более двух, и на те мы, что называется, дышать боимся. А выпуск новых Тверским вагоностроительным заводом — монополистом на российском рынке, явно не справляющимся с уже имеющимися заказами, - давно прекращён».

Кроме того, туристические фирмы не могут заказывать билеты на поезда АО «Литовские железные дороги» через АСУ «Экспресс» и через Интернет. Возможно, ситуация изменится в ближайшие годы, когда должна произойти «интернетизация» литовских железных дорог.
/Турбизнес/